Разработчики из Bethesda утверждают, что разработка новой части The Elder Scrolls началась сразу же после выпуска Oblivion. Специально для следующей части внутри студии был разработан новый графический движок Creation Engine, который позволяет прорисовывать детали на значительном расстоянии, обеспечивает улучшенное затенение объектов, а также динамические погодные эффекты, наподобие снегопада.
В отличие от предыдущей части в Skyrim уделяется меньше внимания диалогам, уникальные имена и полную озвучку получили только важные игровые персонажи.
При разработке игры авторы черпали вдохновение из различных источников. Интерфейс попытались сделать максимально удобным и дружественным к пользователю, теперь все предметы в инвентаре представлены в трехмерной перспективе, что означает возможность посмотреть объект с разных сторон. На создание системы меню оказали влияние продукты компании Apple.
Система дальнего боя была переработана на основании мода к Oblivion. Теперь бои на луках происходят быстрее, из-за гораздо меньшего времени натяжения тетивы лука. На магические сражения оказала влияние боевая система из другой игры – Bioshock, а именно плазмиды.
Игра не является прямым сиквелом Oblivion'a, действия разворачиваются через 200 лет после событий последней части. Основной сюжетной канвой становится борьба с драконами и их главой – Богом драконов Алдуином. Главный герой – заключенный, которого спасают от казни, и теперь ему предстоит отправиться на поиски загадочных старцев, чтобы обучиться ремеслу уничтожения драконов. Основная линия рассчитана на 20 часов, побочные квесты можно проходить на протяжении двухсот часов.
В Skyrim сохранена концепция большого открытого мира. Игрок волен отправиться туда, куда пожелает его душа. В отрыве от основного сюжета вы можете заняться различными делами: готовкой пищи, фермерством, кузнечным делом и др. В больших городах вы сможете найти учителей, которые помогут вам прокачать разные навыки.
По мере развития персонажа в магазинах будут появляться новые усиленные комплекты брони и оружие, но и монстры в игре будут становиться сильнее. Всего в игре представлены 252 способности, которые объединены в «созвездия», с выходом патча 1.9 в игре были сняты ограничения по уровню развития персонажа. Игрок по своему усмотрению может выбрать скрытный режим прохождения, или ломиться на врагов напролом.