Логические игры-головоломки (puzzle) – одно из самых популярных течений современности среди жанров компьютерных игр. Целью головоломок является поиск оптимального решения поставленной задачи, основываясь на знаниях, логике, стратегическом мышлении и интуиции игрока. Иногда, немаловажным фактором является критерий удачи и везения. Классикой жанра компьютерной головоломки можно назвать известную всем игру тетрис.
У истоков развития логических компьютерных игр лежат графические (кроссворды, ребусы) и механические (кубик Рубика, «пятнашки») головоломки. В 1985 году появилась на свет первая версия логических игр – тетрис. Данная игра сочетала в себе простоту и увлекательный процесс игры, который пришелся по душе многим почитателям головоломок.
В начале 90-х годов логические игры пережили очередной «бум» в связи с появлением трехмерной графики: Lemmings, The Lost Vikings – значительно оживили данный жанр. Ни одна игровая приставка или портативная система не обходилась без головоломок. Стоит отметить, что в Японии категория компьютерных игр из серии Brain Training (развивающие логику игры) – наиболее популярные игры среди всех продуктов индустрии компьютерных развлечений.
Как правило, выделяют две основные разновидности головоломок: традиционные и физические.
Традиционные логические игры основаны на стандартном игровом процессе классических игр-головоломок: пятнашек, пасьянсов, шашек Го, маджонга и т.д. В компьютерных вариантах такие игры могут быть дополнены таймером, который ограничивает игрока во времени для совершения игровых действий.
Принцип таких игр основан на разрозненных деталях головоломки, которые необходимо собрать, подобрать по размеру или форме, выстроить в указанном порядке и т.д. К типичным играм такого плана можно отнести: Тетрис, Сапер, Klax, Lumines. При этом вариантов исполнения головоломок великое множество. Например, тетрис может быть исполнен как в классическом стиле, так и в нетрадиционном: когда необходимо не складывать, а убирать однотипные блоки, линии или фигуры (Tetrisphere, Tetris Attack).
Физические головоломки получили широкое распространение в 90-х годах, когда обычному пользователю стали доступны более мощные персональные компьютеры. Если сейчас для подобных игр достаточно обыкновенного смартфона, то раньше компьютер должен был уметь просчитывать возможные последствия тех или иных движений, поведение сталкивающихся и падающих объектов, характер вращения, натяжения, силу удара. Первооткрывателем жанра физических головоломок стала The Incredible Machine, где необходимо было правильно выстроить ряд предметов (револьвер, батут, шестеренки, веер и т.д.), чтобы добиться необходимого результата (лопнуть воздушный шарик). С развитием компьютерной графики, физические головоломки приобрели характер аркадной игры, ярким примером чему служит популярная нынче игра Angry Birds.
ТОП-5 игр-головоломок: Heartstone: Heroes of Worcraft, Teslagrad, Ibb and Obb, Road Not Taken, MouseCraft.