Сейчас в игровой индустрии особой популярностью пользуется направление Sandbox (песочница). Этот жанр отличается ото всех остальных в первую очередь тем, что в нем нет конечных целей и достижений. Даже если цель и присутствует, ее можно достигнуть несколькими способами либо просто не обращать на нее внимания. В большинстве таких игр сюжет нелинейный (т. е. можно игнорировать задания), из-за чего развитие сюжета прямиком ложится на плечи игрока. Такие игры характеризуются наличием большого виртуального мира.
Одной из самых популярных и культовых игр в жанре Sandbox является Minecraft. В течение игрового процесса игроку необходимо собирать из кубиков всевозможные конструкции. В игре отсутствует конечная цель, задания, благодаря чему многие игроки могут в течение длительного времени играть в Minecraft, возводить замки, строить точные копии мировых городов или делать статуи персонажей из известных игр.
Во многих играх с открытым миром тоже присутствует элементы игры-песочницы, где игрок может оставить выполнение сюжетной задачи и пойти заниматься другими делами. При этом игрок неограничен рамками сюжета и невыполненных задач. Примерами таких игр являются всеми популярная Grand Theft Auto, The Elder Scrolls V: Skyrim, SaintsRow.
На сегодняшний день также популярным представителем жанра игры-песочницы является серия игр Sims. Главные особенности игры включают в себя полную свободу действий и возможность наблюдения за жизнью героев. Игра стала бестселлером среди большинства игроков, успев обзавестись большим количеством дополнительного загружаемого контента.
Sandbox MMORPG – это один из жанров онлайн-игр, где у игрока есть возможность создания своего внтуриигрового мира (персонажи, дома, вещи и многое другое). По сути, онлайн-игры-песочницы – это проекты, где у игрока присутствует полная свобода действий.
Сейчас часто можно встретить информацию о том, что такие игры, как Lineage II и World of Warcraft являются песочницами, но при этом в них отсутствует возможность создания внутриигрового мира с нуля. Все внутриигровое пространство в этих играх до мелочей продуманно авторами, а игрок может лишь взаимодействовать с ним.
Концепция игр-песочниц пришла в онлайн-среду из 90 годов, когда стали появляться игры с нелинейным сюжетом и с выбором различных концовок. Игроки могли сами выбирать варианты и пути прохождения, получив тем самым от разработчиков имитацию возможности выбора, что до сих пор применяется в некоторых играх с линейным сюжетом. Через определенное время начали выходить проекты, где свобода действий была реальной, с возможностью игнорирования основного сюжетного задания. Яркими примерами таких игр являются Freelancer и Crackdown. Все эти наработки когда-то были перенесены в многопользовательские онлайн-игры, благодаря чему на сегодняшний день существует несколько ярких примеров Sandbox MMORPG: EVE Online, Archeage, DarkFall: Unholy Wars.
Игры в жанре Sandbox давно завоевали особое место среди геймеров, привнеся разнообразие в игровой процесс.