Онлайн-игра – это компьютерная игра, в которой одновременно может участвовать множество людей. В некоторых играх количество игроков достигает десятков и сотен тысяч, а в некоторых, таких как «Guild Wars» или «World of Warcraft», и несколько миллионов.
Онлайн-игры, в отличие от простых сетевых мультиплеерных игр, функционируют исключительно через интернет.
Все игры этого жанра можно условно разделить на три категории:
Первая многопользовательская игра вышла в 1979 году и называлась она «Multi-User Dungeon». Она являлась MUD-игрой и состояла из одного сплошного текста. Ее придумали два студента Эссекского университета, они же создали первый в мире сетевой форум под названием «Usenet», где была реализована система сообщений и объединение новостей в группы.
В 1985 вышла в свет первая коммерческая онлайновая игра «Island of Kesmai», выступающая также в жанре MUD. Одновременно в ней могло принимать участие до сотни человек. Плата с игроков взымалась за исходящий из сети траффик и составляла 10 долларов в час.
В этом же году студия «Lucasfilm games» выпустила онлайн-игру «Habitat», имевшую красочную графику и цветной интерфейс. В ней отсутствовали сражения, монстры и приключения, игрокам можно было лишь общаться друг с другом, одевать персонажей и просто жить в виртуальном мире, который состоял из 20 тысяч рисованных экранов.
1991 год ознаменовался выходом первой в мире графической онлайн-игры «Neverwinter nights». Бои происходили на манер японских Jrpg: с видом сверху, поочередностью ходов и выбором соответствующей тактики. Правда, геймплей осуществлялся по-прежнему с помощью выбора текстовых команд, доступных в меню игры.
В 1997 году вышла первая MMORPG под названием «Ultima Online». Игра была красочна, продумана и была с восторгом воспринята игроками. Уже через год число подписчиков на «Ultima Online» выросло до 100 тысяч. Кстати, термин MMORPG придумал и ввел в обиход именно создатель этой игры – сэр Ричард Гэрриот.
Первая трехмерная онлайн-игра «Everquest» вышла в 1998 году. Она сформировала жанр MMORPG в том виде, в котором в него играют и по сегодняшний день. То есть именно в «Everquest» впервые появился крафт, подземелья с боссами, рейды, PvP-сражения и панель для быстрого доступа к предметам. Также в 1998 году вышла сверхпопулярная игра «Lineage», чей сиквел в будущем наделает немало шума.
В 2000 и 2001 году к развивающемуся миру онлайн-игр подключаются приставки Sony Play Station 2 и Хbox, правда эти игры оставляют желать лучшего.
С 2001 по 2003 год проходит настоящий бум онлайн-игр в Европе и США. Выходят такие MMORPG, как «Dark Age of Camelot», «Ragnarok Online», «Anarchy Online», «Star Wars: Galaxies» и «Lineage 2». Помимо этого выходит первая MMOFPS «World War 2 Online», первая MMORTS «Shattered Galaxy», а также убыточная «Sims Online» и популярная поныне космическая «Eve Online».
2004 год был ознаменован выходом титана всех MMORPG – великой и могучей «World of Warcraft». Именно она довела до совершенства все элементы качественной онлайн-игры. На сегодняшний день число ее подписчиков составляет более 7 миллионов человек, и навряд-ли это число будет побито какой-либо другой игрой. Идеи, заложенные «World of Warcraft» были использованы практически во всех MMORPG, что вышли после нее, но ни одна из них, за исключением разве что «Guild Wars», не смогла ни на шаг приблизиться к популярности этой игры.
На сегодняшний день вышла тонна онлайн-игр на любой вкус и цвет. И в будущем их выйдет еще больше. Однако, наверняка все они будут по-прежнему функционировать на тех самых основах, которые были заложены еще десятки лет назад. И правильно, зачем изобретать велосипед, когда все и так прекрасно работает. Только вот новому игроку, не знакомому с жанром, уж больно легко будет затеряться в выборе среди серой массы безликих, одинаковых клонов.