Кто из нас никогда не думал о возможности что-то глобально изменить в этом мире, почувствовать себя богом, узнать всю тяжесть ответственности за огромную вселенную? Вероятно, разработчики первого симулятора бога Populous поставили себе эти нелегкие задачи целью жизни. И, что примечательно, достигли ее. Все это произошло в далеких 90-х и, казалось бы, с тех пор должно бы выйти много крутых игрушек с шикарной графикой и интересным сюжетом, но не тут-то было. Практика показала, что жанр, как ни странно, не был оценен большинством геймеров по достоинству. Но это достаточно просто объяснить, ведь симулятор бога – одна большая бесконечная песочница, в которой редко есть хотя бы захудалый сюжет и еще реже – атмосферные особенности, за которые так любят вселенные компьютерных игр. А игры, в которых нет формального конца и глобальной цели, очень быстро надоедают.
Развитие событий в таких симуляторах может идти по двум дорогам. Первая – возможность воздействовать на территорию и ее жителей с помощью изменения ландшафта, живой природы и природных катаклизмов. Это симулятор такого языческого божка, или нескольких, которые управляют разными стихийными явлениями. Так, например, во второй части серии Populous игроку придется выступить в роли могущественного шамана, который распоряжается небольшим набором стихийных бедствий. Собственно, вся суть игры сводится к тому, как реагируют жители на то или иное происшествие. Не густо, если честно.
Вторая дорога позволяет игроку заняться строительством и развитием цивилизации, пройти весь путь от первой хилой избушки до чуть ли не запуска ракеты в космос. Но это не стратегия, где приходится управлять персонажами и непосредственно руководить их действиями. Здесь нужно с помощью строительства, поощрений и наказаний направлять своих подопечных в нужную сторону. Самым ярким и самым первым представителем этого поджанра была серия Dungeon Keeper, где игрок выступал в роли злого Хранителя подземелья. Посредством изучения и застройки территорий, наказаний, развлечений и денежных поощрений хранитель должен был создать армию для борьбы со светлыми силами и рыцарями с не очень положительной характеристикой. Игра, кстати, наполнена юмористическими комментариями, за что также заслужила любовь и уважение геймеров.
Со времен этих, можно сказать, древних симуляторов было выпущено очень мало игр, которые были бы достойны упоминания. Из игр нового поколения можно выделить разве что великолепную Spore – симулятор эволюции живого организма. Это не совсем каноничное понимание жанра, но ничего лучше и ничего похожего точно больше не выпускалось. Начиная играть за одноклеточное, вы постепенно растете, выбирая себе путь дружелюбного или агрессивного существа. Выходите из воды, создаете племя, захватываете другие племена или устанавливаете дружественные союзы, постепенно приближаясь к управлению планетой и межгалактическим отношениям. Игра представляет собой большую песочницу с разнообразными возможностями – от моделирования существа до создания уникальных построек и космических кораблей. Грандиозно, масштабно, как и в других симуляторах богов, но – ненадолго.