Шутер – это один из древнейших жанров компьютерных игр. Название жанра произошло от слова «стрелок», и на момент его зарождения это понятие использовалось скорее для того, чтобы описать игровой процесс – главный герой должен был просто идти вперед и стрелять во врагов. В шутерах наших дней игровой процесс стал более разнообразен, в него было введено множество дополнительных элементов, таких как поиск ключей и рычагов на уровне, прокачка оружия и персонажа, управляемый транспорт, решение головоломок и многое другое.
В игровой индустрии этот жанр принято разделять на два поджанра - TPS-шутеры (с видом от третьего лица) и FPS-шутеры (с видом от первого лица). Основная разница состоит в том, что в первом случае игрок наблюдает главного персонажа как-бы со спины («Max Payne», «Psi-ops:Mindgate conspiracy»), а во втором случае – наблюдает за всем происходящим с видом из глаз («Serious Sam», «F.E.A.R», «Half-life»). Есть также игры, которые объединяют оба поджанра, например «Star Wars: Battlefront» или «Operation Flashpoint». В них можно в любой момент переключить вид нажатием одной кнопки.
Что касается игровой механики, то она почти во всех шутерах проста: есть главный герой, вооруженный различными видами оружия, и есть враги, которых нужно методично расстреливать. С помощью прицела и нажатия кнопки производится выстрел, в результате попадания которого противник может быть убит или ранен в какую-либо часть тела. В пылу схватки оружие необходимо регулярно перезаряжать. На уровне могут быть разбросаны боеприпасы, аптечки, броня или другие предметы, помогающие игроку при прохождении.
В классических шутерах «старой школы» есть так называемая шкала здоровья (lifebar) - индикатор жизней или хит-поинтов, которые при попадании по игроку уменьшаются. Если же шкала опуститься до нуля, главный герой погибает. Восстановить поврежденное здоровье можно с помощью аптечек, расположенных на уровне или выпадающих с врагов. Современные шутеры, такие как, например «Call of duty: Modern Warfare» или «Bulletstorm», лишены шкалы здоровья, и если персонаж получит ранение, то оно будет сопровождаться мигающим эффектом на экране. Чтобы восстановиться, игроку нужно просто отсидеться немного времени в безопасном месте, после чего с полными силами снова ринуться в бой.
Самым далеким предком современным трехмерных шутеров можно по праву считать «Maze War» 1973 года, где игрок перемещался по лабиринту, устраняя противников и зарабатывая очки. Это был первый FPS-шутер, где использовался популярный нынче многопользовательский режим deathmatch.
Следующими важными для жанра играми были «Hovertank 3d» и «Catacombs 3d» 1991 года от компании Id Software, поднявшие графику и игровой процесс на новый уровень. Но по-настоящему культовой стала «Wolfenstein 3d» от тех же разработчиков, где перестрелки стали медленными и продуманными, а в механику игры был добавлен поиск и спасение заложников.
В 1993 году Id Software выпускают шутер от первого лица «Doom», ставший прорывом не только для этого жанра, но и для всей игровой индустрии в целом. Помимо того, что «Doom» был невероятно хорош внешне и продуман до мелочей, он стал первой игрой с поддержкой модификаций, то есть в него можно было со временем добавлять новые уровни, оружие и монстров.
Планку жанра в очередной раз поднимает до небес компания Valve, выпустившая в свет в 1998 году игру «Half-life». Сильный, цепляющий сюжет, реалистичность окружения, колоритные персонажи и противники, а также вплетенные в игровой процесс головоломки – эта игра и по сей день считается эталоном жанра шутер.
В дальнейшем множество игр приносили понемногу нового в жанр. «Aliens vs Predators» 1999 года показала, что в шутерах звук играет далеко не последнюю роль. В «Red Faction» 2001 года были разрушаемые уровни, в «XIII» была невероятно стильная, комиксоидная графика, а «Unreal Tournament» и «Quake 3» (обе игры 1999 года) стали настоящим прорывом в сетевых баталиях и киберспорте.
К сожалению, на данный момент жанр находится в застое. Новые шутеры выходят постоянно, но практически ничего нового, кроме улучшенной графики, предложить игроку не могут. Но может оно и к лучшему, ведь по-прежнему многие любят, откинувшись на спинку стула и отключив мозг, поливать огнем гадкого противника из навороченных стволов в очередной «Crisis», «Far cry», «Battlefield» или «Call of duty».